Ну вот мы закончили наш проект, в котором мы сводили вокал с минусом, или
стихотворение с музыкальной подложкой, монтировали сценку или писали
аранжировку, пришла пора его экспортировать в аудиофайл, ну а по терминологии
Рипера — срендерить.
Для этого идём вальтовое меню и стрелкой вниз до пункта Render или жмём
комбинацию клавиш P+r. Откроется внушительных размеров диалоговое окно с
множеством настроек. Но не пугайтесь его, сейчас во всём разберёмся.
Первым делом мы попадаем в редактор где мы даём название будущему аудиофайлу.
По умолчанию тут уже написано «untitled». Стираем его и вписываем своё имя.
Далее можно идти табом либо вперёд к одним настройкам вывода, либо шифтабом
назад к другим, в зависимости от задач.
Ну давайте пойдём сперва назад, чтобы указать куда сохранять аудио и что имено
будем сохранять из проекта: всё содержимое, частично или вообще только
определёный трек, а может всего лишь группу клипов.
Итак, нажав шиф+таб попадаем на кнопку Browse…
Через неё можно указать путь сохраняемому аудиофайлу, а так же просмотреть те пути
к папкам, по которым до этого что-то нами сохранялось.
Шифт+таб
Directory: редактор
Тут будет указан полный путь куда сохраняется файл, можно даже при желании его
вписать в ручную. редактор же всё таки как никак.
Если его оставить вообще пустым, то аудиофайл отрендериться рядом с файлом
проекта.
Идём дальше.
Time bounds группа редактор выделено 1000
Tail: флажок отмечено
Ну так как движемся назад, нам сперва попадётся редактор и потом флажок. Они
отвечают будет ли у нас в конце проекта ещё дописан пустой хвост тишины и сколько
она будет длиться. В даном случае 1000 милисекунд означают одну секунду.
Я обычно флаг снимаю, хотя бывают ситуации когда его приходится оставлять, а порой
и увеличивать хвост до двух-трёх секунд.
Presets кнопка
Это пресеты отдельных настроек диалога рендеринга. Если активировать эту кнопку то
появятся пункты:
Bounds and output подменю
Options and format подменю
All settings подменю
Если подменюшки развернуть то там можно сохранить настройки, удалить
и переименовать существующий пресет.
Эти настройки могут включать в себя параметры, такие как формат выходного файла,
битрейт, частота дискретизации, диапазон рендеринга и другие важные опции.
Сохранение настроек рендеринга в пресетах помогает упростить рабочий процесс и
избежать необходимости повторной настройки параметров каждый раз.
Например у меня в пресетах форматов есть такие предварительно сохранённые
настройки с названиями, заглянем в подменю Options and format:
160
320 mp3 отмечено
mp3 wav
Wav-16 bit
ТО есть отметив пресет в 320 бит, у меня сразу в окне рендеринга выставляется
формат mp3 с соответствующим битрейтом. А выбрав пункт mp3 wav, у меня
срендериться сразу 2 файла в двух форматах. Да, Рипер и такое позволяет делать
одним махом. Но об этом чуть ниже.
От кнопки пресетов жмём шифт+таб.
Bounds: комбинированный список Entire project
Этот пункт по умолчанию означает что унас будет рендериться весь проект от первого
до последнего такта.
Time selection
Будет рендерить только выделеный фрагмент проекта.
All project regions
Все регионы, если мы таковые в проекте ставили. То есть несколько файлов по числу
регионов.
Selected regions
Пункт говорит сам за себя, то есть на выходе будут только файлы выбраных регионов.
Остальные пункты в списке целом нам не пригодятся я думаю.
ШИфт+таб
Source: комбинированный список Master mix Будет ли у нас рендерится весь проект в
миксе или
Selected tracks (stems) Только выбраные отдельные треки.
Обычно в 99-ти процентах нужен первый пункт. его и оставляем. Но пройдёмся ещё
ниже по списку, есть ещё одно интересное предложение экспорта наших файлов.
Selected media items
Если выставить этот пункт, то будут рендериться только те клипы, которые мы выбрали
на дорожке. Иной раз это бывает тоже весьма полезно.
Приписка via master означает что если на мастер треке были какие-то эффекты, они
тоже будут применены к экспортируемому материалу.
Посути, верхняя часть настроек диалогового окна у наз закончена. Дальше если идти
назад будет кнопка отмены.
Эти сделаные настройки при желании можно пойти и сохранить в пресетах
Bounds and output.
Давайте вернёмся теперь назад к исходной точке где мы давали имя будущему файлу и
табом пойдём вниз посмотрим что там у нас есть.
Wildcards кнопка
Это так называемые карточки, (подстановочные знаки) в Reaper, которые используются
для автоматического создания имен файлов при рендеринге. Они позволяют включать
в имя файла различные динамические данные, такие как название проекта, номер
трека, текущая дата и время, и другие параметры.
Это особенно полезно для организации и автоматизации процесса рендеринга.
Вот несколько примеров использования Wildcards:
— $project: Вставляет название текущего проекта.
— $track: Вставляет название текущего трека.
А вот если мы в редакторе названия будущего файла пропишем
$itemnumber
А выше в списке Source выберем что мы рендерим только выбраные клипы
Selected media items
То на выходе мы получим просто пронумерованые названия файлов: 01,02,03 и тд.
Удобно не правда ли?
Там много разных карточек для разного автоподставления к названию файлов, не буду
тут их все расписывать.
Табаем.
Render to: редактор только для чтения
Сдесь у нас будет просто указано куда рендерится файл и его название. Ну скажем так.
e:\REAPER Media\3 лилии.mp3
Табаем.
Options группа Sample rate: комбинированный список свёрнуто редактор выделено 44100
Тут выбирается частота дискретизации, обычно её оставляем как есть не меняя.
Channels: комбинированный список свёрнуто редактор выделено Stereo
Этот список тоже думаю в коментариях не нуждается, можно выставить как моно, так и стерео.
Далее комбинированный список
Full-speed Offline
Означает что проект будет рендерится у нас офлайн, то есть молча на максимальной
скорости.
можно выбрать
Online Render — это когда рендер будет производиться в темпе проекта и мы всё будем
слышать. Полезно когда некоторые аудиоплагины в быстром офлайн экспорте глючат,
а в стандартном режиме всё отрендериться на ура без лишних призвуков и
странностей в звуке.
1x Offline — В принципе тоже самое, только рендер будет без звука в темпе проекта, то
есть песня была 3 минуты, значит 3 минуты будет идти и вывод аудиоматериала.
Далее идём всё пропуская до вкладок
Primary output format вкладка выделено
Secondary output format вкладка выделено
вот на этих как раз таки двух вкладках можно и настроить одновременый вывод
проекта в двух форматах, на первой сделать настройки для mp3 а для второго для wav.
Давайте разберём вкладку Primary output format. На второй всё будет аналогично.
Табаем и попадаем в список выбора форматов. Если выбрать mp3 формат, то далее появится возможность выбора битрейта, я обычно ставлю
Mode: Constant bitrate (CBR)
А дальше в следующем списке нужный битрейт: 96, 128, 192 и т.д.
Если выбрать wav формат, то после него в списке можно выбрать какова будет глубина битности: 16, 24, 32 и прочее.
Вот эти настройки я собствено и сохранял в пресетах Options and format , о которых
писал выше, чтобы каждый раз сюда далеко не лазить и не выставлять их снуля.
Ну и собствено всё. Больше нам ничего делать тут и не надо: название файлу дали, путь
указали, диапазон времени выставили — весь проект или частично будетрендериться,
или его элементы отдельно и жмём интер, не обязательно идти и искать окей.
Ждём пока наш проект отрендериться в аудиофайл.
Там во время экспорта, можно будет в плоском просмотре или джозкурсоре
посмотреть какова скорость рендеринга, сколько минут прошло, сколько осталось.
Иногда если проект часовой, можно узнать прогресс его вывода и заниматься другими
делами.
Там же будет флажок Close render windows, я его обычно снимаю, чтобы после
окончания рендеринга окошко закрывалось и выбрасывало нас обратно на дорожки
проекта. По мне удобно, так как 100-процентно понятно что процесс закончился и ты
вернулся назад в окно Рипера.