Скачать Lilypond можно с официального сайта
После чего zip-архив распаковывается в любое место на жёстком диске, а в настройках
Уха в разделе Lilypond указывается путь к папке «bin».
Создать Lilypond-айтем можно удерживаяанглийские L+E.
Затем редактирование (при выделенном Lilypond-айтеме) открывается нажатием L+E (или подобно обычному мидиайтему контрл+интер).
Синтаксис Lilypond чем-то напоминает язык программирования — большую роль здесь
играют разные типы скобок, но не пугайтесь — на деле всё очень просто и удобно.
Всего Lilypond поддерживает достаточно много языков, но мы пока остановимся на
Английской нотации:
a b c d e f g (ля си до ре ми фа соль) — окончившие курс ЭТМ обратите внимание, что
«b» здесь обозначает обычную ноту си, а не си-бемоль, как это традиционно
применялось в классической музыке. Также — все ноты указываются в малом регистре.
Знаки альтерации при этом напоминают классическую систему, где «s» после ноты это
диез (sharp), а «f» это бемоль (flat). Главное отличие — независимо от «знаков при ключе» мы всегда должны указывать соответствующий знак:
a b cs d e fs gs a — ля-мажорная гамма
bf c d ef f g a bf — си-бемоль-мажорная гамма
Также Lilypond поддерживает четвертьтона (qs — четвертьдиез, qf — четвертьбемоль, tqs
— тричетвертьдиез, tqf — тричетвертьбемоль).
r — пауза.
s — немая пауза (не отображается в нотах, используется для технических нужд — подписей аккордов и иных ремарок).
Октава указывается сразу после ноты:
a (по-умолчанию ля малой)
a’ (ля первой, или на одну октаву выше)
a» (ля второй, или на две октавы выше)
a, (ля большой, или на одну октаву ниже)
a,, (ля контр, или на две октавы ниже)
И так далее.
Длительности пишутся после октавы:
ar (по-умолчанию — длительность равна длительности предыдущей ноты)
r1 (целая пауза)
r2 (половинная пауза)
r4 (четвертная пауза)
И так далее (вплоть до 1024.
Длительность с точкой пишется просто добавлением точки после длительности:
r8. (пауза восьмая с точкой)
Бревис (двойная целая) указывается с помощью \breve после ноты, лонга (целая на четыре такта) с помощью \longa после ноты:
c\breve g\longa
Ещё одна замечательная возможность «удлиннять ноты» — просто умножать их на
соответствующее целое число:
{ a22 b43 c85 d167 }
Каждое музыкальное выражение должно быть заключено в фигурные скобки:
{ a8 b c d e f g a }
Степень вложенности скобок может быть какой угодно.
Перед открывающей фигурной скобкой могут указываться самые разнообразные
«режимы». Так непосредственно для нотописи используются два режима: \absolute и
\relative
Режим \absolute — режим по-умолчанию, то есть его можно и не указывать, в нём все
ноты нужно писать с указанием октав.
{ a’8 b’ c» d» e» f» g» a» }
Здесь приходится писать большое количество апострофов или запятых, что не очень
удобно в длинных фразах, но вполне применимо в коротких, а также удобно в
сочетании с некоторыми другими более сложными режимами, вроде
транспонирования.
В этом режиме можно привязаться к определённой октаве, при помощи команды \fixed,
за которой следует эталонная высота:
\fixed a’
Режим \relative — позволяет определять высоту последующих нот, относительно
предыдущих. В этом режиме предполагается, что каждая последующая нота
максимально близка к предыдущей, то есть октавные символы нужно указывать лишь
при скачках на квинту и выше:
\relative { a,, d g c f bf ef af df fs b e a }
\relative { a,, e’ b’ fs’ cs’ gs’ ds’ bf’ f’ c’ g’ d’ a’ }
При этом важен лишь сам интервал — Ми-дубльбемоль и Ля-дубльдиез это всё ещё
кварта.
После команды \relative можно сразу указать ноту с октавой, относительно которой
будет звучать материал:
\relative c» {a b c d e f g a }
Триоли и иные «особые» ритмические группы указываются при помощи команды
\tuplet X/Y {…}, по принципу математической дроби (сколько нот будет сыграно вместо
скольки. Так четвертная триоль будет выглядеть следующим образом:
\tuplet 3/2 { c e g }
А квинтоль восьмушками так:
\tuplet 5/2 { c d e f g }
А это септоль шестнадцатыми:
\tuplet 7/1 { c d e f g a b }
И так далее.
Вместо команды \tuplet можно использовать команду \times (она работает по тому же
принципу, но как бы «наоборот» — то есть, для указания той же триоли надо будет писать
2/3).
Тактовый размер указывается подобно сложным ритмическим группам, с помощью
команды \time X/Y {…}, по принципу математической дроби:
\relative { \time 6/8 { a8 b c d ds e } }
Мы можем сменить тактовый размер в любой момент:
{ \time 4/4 {a,8 b, c d e f g a } \time 3/4 {c4 e g} }
Но, чтобы не путаться — проще всего размещать каждый новый такт или «фразу» на
новой строке.
Динамические знаки указываются после ноты: \pp (пианиссимо), \p (пиано), \mp
(мецопиано), \mf (мецофорте), \f (форте), \ff (фортиссимо — а вообще, вплоть до пяти
пиано или пяти форте).
Крещендо указывается с помощью команды \cresc или \<. Диминуэндо с помощью \dim
или >, а их завершение с помощью ! — всё после соответствующих нот:
{ c\f d\pp\< e f g a b! c’ }
Отдельные акценты указываются с помощью тире и крышки (-^) после ноты:
{ c8-^ d e-^ f g-^ a b c-^ }
Также работает синтаксис «->», но чтобы не путать его с динамикой — есть смысл
придерживаться первого варианта.
Для украшений (форшлагов) используется команда \grace {…} перед нотой:
{ \grace {d c b } c e g c }
\grace может использоваться и без указания нотных украшений в фигурных скобках, но
тогда это будет простой восходящий форшлаг:
{ \grace c d e f g }
Для указания лиг используются круглые скобки:
{ (c d e f) g }
Стаккато указывается с помощью тире с точкой:
{ c-. d-. e-. f-. g-. }
Стакатиссимо с помощью тире и восклицательного знака:
{ c-! d-! e-! f-! g-! }
Эти штрихи можно комбинировать между собой, добиваясь необходимого звучания:
{ c-! d-. (e f) g-!-. }
Многоголосия можно добиться двумя способами. С помощью одиночных угловых
скобок указываются аккорды:
{
Проще всего думать о таких «аккордах» просто, как об отдельных нотах — их
длительность и иная нюансировка указывается после закрывающей угловой скобки, только октавы указываются непосредственно после самих нот. А ещё такие аккорды
можно повторять с помощью буквы q:
{ c <e’ g>8-.-^ q4 q g, q q q }
С помощью двойных угловых скобок указывается «одновременно звучащий материал». То есть, по-умолчанию несколько раздельных нотных фрагментов будут звучать один
за другим, поочерёдно. А если мы заключим их в двойные угловые скобки — получится
заветное многоголосие:
<< {c g e g } { c8 d e f g a b c } >>
Опять же, воизбежание путаницы — лучше указывать каждый голос на отдельной строке,
ведь с точки зрения Lilypond — расположение переносов строк никак не влияет на
результат. Также, между команд, нот или скобок мы всегда можем добавить любое
количество пробелов — лишние попросту проигнорируются.
В общем, этот момент отдан на усмотрение пользователя.
С помощью команды \transpose x y — мы можем транспонировать ноты из тональности x
в тональность y:
\transpose c ef { c d e f g a b c’ }
Правая педаль фортепиано (продляющая звук) указывается с помощью команд
\sustainOn (для нажатия) и \sustainOff (для отпускания:
{ \sustainOn c8 d e f g4 a b c \sustainOff }
Левая педаль фортепиано (смягчающая звук) указывается с помощью команд \unaCorda
(для нажатия) и \treCorde (для отпускания):
{ \unaCorda c4 d e f \treCorde g4 a b c }
Средняя педаль рояля (удерживающая лишь ноты, звучащие в момент нажатия педали)
указывается с помощью команд \sostenutoOn (для удержания) и \sostenutoOff (для
отпускания):
{ \sostenutoOn
Имейте в виду, что стабильно со всеми плагинами работает лишь первая (правая)
педаль сустейна, остальные две могут срабатывать некорректно или вовсе не
работать.
Также в Lilypond есть масса команд, управляющих внешним видом партитуры, куда
относятся разнообразные ключи, ключевые знаки, акколады, дополнительные нотные
станы, указания темпов, иные ремарки, аккордовые цифровки и даже слова песен.
Всё это позволяет распечатывать поистине красивые и полноценные ноты, но выходит
за рамки вводного материала, посвящённого «озвученным» аспектам.
Добро пожаловать в расширенную справку!