Внимание!
Те кто заглянул сразу в данную статью, минуя предыдущие,
повторюсь что в ухе много горячек с клавишей инсерт в том числе и в миди редакторе,
поэтому перед тем как работать отвяжите в настройках джоза или нвда клавишу
инсерт, иначе они будут перехватывать её и горклавиши срабатывать не будут.
Редакция миди по сути такая же простая, как и редакция аудио. Только в отличии от
работы на треке с аудиоклипами, мы работаем с миди клипами и их содержимым
в миди редакторе. Такие клипы в себе содержат ноты, которые вы сыграли либо
вживую с синтезатора или мидиклавиатуры, либо записали пошагово с клавиатуры
компьютера. Также они содержат контроллеры, заставляющие ноты либо играть
выразительно или менее выразительно — (11-й контроллер), с вибрацией или без неё —
(1-й контроллер) с подтяжкой , пич бенд так называемый, а порой даже могут нести и
текст, ну, к примеру, если открыть караоке файл в формате car.
Глубоко не буду вдаваться в подробности о контроллерах, а лучше приступим к
созданию трека, на котором можно собственно записывать миди данные.
Для этого нажимаем альт+контрл инсерт и откроется знакомое нам окно с поиском
эффектов. но в данном случае рипер будет искать именно виртуальные инструменты,
Insert Virtual Instrument on New Track… диалог Filter:
Если нажать пару раз шифт+таб и подняться до дерева, то мы увидим, что курсор стоит
не на пункте All Plugins, а на пункте Instruments, что даёт нам понять, что ищем мы
именно плагины инструментов, а не весь список плагинов.
Ну так вот, в открывшемся окне, в поле редактора мы пропишем часть имени нужного
нам плагина, ну, скажем, Сайлента, нажмём интер или шиф+таб и попадём в список
отфильтрованных инструментов. В частности написав «syl», отобразится
VSTi: Sylenth1 (LennarDigital)
Написав |pian»
VSTi: Pianoteq 6 STAGE (Modartt),
Написав «kont» —
VSTi: Kontakt (Native Instruments GmbH) (64 out)
Встав стрелками на название плагина, жмём интер. По сути принцип работы такой же,
что был и с аудиоплагинами. Но в отличии от аудиоплагинов, у нас при вставке
создастся отдельный трек, на котором уже будет повешен загруженный нами
инструмент, и трек будет армирован, то есть, подготовлен к записи. Останется лишь
выбрать нужный пресет, ежели плагин таковые отдаёт, включить метроном
английской буквой » M», выставить темп буквой «T» и нажать «R» и играть на клавишах.
примечание1:
Если клавиши ещё не подключены, а вы ринулись сразу читать данную статью, то
почитайте статью «Установка и настройка Рипер», там написано как подключается
мидиустройство.
примечание2:
Рипер не имеет собственных качественных синтезаторов, их, как и аудиоплагины, надо
устанавливать отдельно.
Примечание 3:
Выбор пресетов и работа с окном эффектов описана в статье «Эффекты».
Чтобы остановить запись, жмём пробел. У нас, как и в случае с записью аудио, выскочит
окно, с вопросом сохранить или не сохранить данные. Чтобы его не было, нам надо
запись на треке перевести в режим «MIDI overdub», то есть мидиналожение. Есть
несколько режимов миди записи: «Миди замена», «Защёлка/MIDI-замена и другое, но
практически в ста процентах, мы пользуемся записью наложения, когда прописав одну
партию, сверху дописываем ещё.
Чтобы включить режим «MIDI overdub» достаточно на треке нажать контрл+точка с
запятой. Повторное нажатие циклически переключает режимы мидизаписи, поэтому,
если у вас не сразу активировался этот режим, то, удерживая контрл, нажимайте точку
с запятой и выставьте нужный. После чего, записав партию инструмента и нажав
пробел, известного нам окошка уже появляться не будет.
Примечание:
Чтобы не выставлять каждый раз вручную режим «MIDI overdub», зайдите в настройки
Рипер, отыщите ветку Track/Send Defaults, пройдите до кнопки Set default record
settings for new tracks, активируйте её и в открывшемся меню отыщите
«Record: MIDI overdub/replace» разверните подменю и поставьте флаг на пункте
Record: MIDI overdub. Теперь, Вставив новый инструмент в проект, выбрав пресет,
можно сразу нажимать запись и писать партию.
После остановки записи у нас появится клип с миди данными, то есть, с теми нотами,
которые мы сыграли. Поэтому он так и называется — «MIDI item» и выглядит на треке так
1 MIDI название трека untitled MIDI item 1 take,
Где вместо названия трека будет отображено имя трека, на котором клип писался.
Если мы снова нажмём запись и под курсором будет находиться миди клип, то мы
сможем дописать нашу партию сверху или прописывать партию дальше. Если мы
включили запись в другом месте, где клип уже закончился, то появится второй миди
клип. При надобности их можно склеить, выделив оба и нажав альт+шифт+S.
частенько бывает так, что надо содержимое клипа отредактировать: может, сыграли
неровно, может, соседние ноты зацепили, может, надо по громкости нотки изменить,
для этого нам надо зайти внутрь клипа чтобы открыть миди редактор. Выбираем
нужный нам клип, они выбираются так же как и аудиоклипы и жмём контрл+интер.
Открывается редактор, в котором отображено всё, что мы сыграли.
Тут уже можно перемещаться по нотам, двигать их, транспонировать, делать тише,
громче, удалять, добавлять и т.д.
Перемещаться по нотам можно нумлоковской четвёркой и шестёркой. При этом нумлок
должен быть включён. Ноты сразу же проигрываются, то есть, мы слышим примерно,
где мы находимся. Если попадается аккорд, то и он целиком проигрывается. Внутри
аккорда можно перемещаться нумлоковской двойкой и восьмёркой.
Примечание:
если у вас нету цифрового блока на клавиатуре, то эти же операции можно проводить
на основной клавиатуре: 6 и 8 перемещаться по нотам вперёд/назад, а 7 и y — внутри
аккорда
Отключить и включить проигрывание аккордов можно нулём на нумлоке, тогда все
ноты будут воспроизводиться поодиночке, в независимости был ли аккорд под
курсором или нет.
Отключить и включить предпроигрывание нот можно нажав сочетание P+1.
Плюсом и минусом можно транспонировать ноту под курсором на полтона, а с шифтом —
на октаву вверх и вниз соответственно. С модификатором альт у нас будет меняться
велосити, она же громкость ноты, по единице, а удерживая альт и шифт на 10 единиц.
Точкой или русской «Ю» можно замютировать и размютировать ноту.
Делит удаляет ноту под курсором. Если был аккорд под курсором, то все эти
комбинации клавиш его так же касаются.
Выделить все ноты в клипе, контрл+запятая, а в выделенной области, контрл+запятая с
удержанием.
Выделить все контроллеры альт+запятая, а в выделенной области так же, но с
удержанием.
Выделить все контроллеры одной линии — альт+нум5 дважды с удержанием.
Удобно, когда в партии не нужны контроллеры панорамы, нажимаем альт+вин+нум0
несколько раз, пока не найдём панораму, затем двойное альт+нум5 с удержанием, и
все контроллеры под номером 10 выделятся, останется лишь нажать делит.
Прослушать количество выделенных контроллеров можно нажав альт+нум м5? а
выделенных нот — контрл+a.
Перемещаться по нотам одной высоты единица и тройка нумлока. Удобно, когда в
партии барабанов надо, скажем, двигаться только по открытому хету или бочке, , а
чтобы выделить все ноты одной высоты, достаточно нажать — контрл+1 или 3 с
удержанием.
Ежели надо выделить несмежные ноты или ноты на разной высоте одновремено,
почитайте статью что недавно написал Геннадий Зиновьев, я её с радостью поместил
ниже по списку в своём мануале под названием
«Виртуальныйрежимобзорауникальныхнот».
Выделение тактов делается так же, как и на треках:
Шифт+- с удержанием — ставится начало выделения, а с равно- конец выделения.
Так же удерживая шифт со страницами, можно выделять потактово.
С выделенными нотами можно проделывать все те же манипуляции, как и с одной
нотой.
Копирование, вырезка и вставка осуществляется как обычно стандартными
горклавишами контрл+c, x, v.
Клавиша «Q» вызывает диалог квантизации, где можно выставить нужные значения, для
выравнивания нот по сетке.
Контрл+Q — Квантования без диалога, надо лишь предварительно выставить нужную
сетку двойкой и тройкой основного ряда клавиатуры, как это мы делали на треках.
Контрл+акцент, она же «Ё» выставляет длину нот по выбраной сетке. То есть, сыграли
вы где восьмыми, где четвертными по длине нотами, выбрали их, нажали горячку,
теперь они стали играть шестнадцатыми, то есть коротко.
Если выровняли но ты совсем на сто процентов и хочется живости, то по альт+контрл+h
можно вызвать диалог гуманизации.
Если необходимо сделать крещендо и диминуэндо, чтобы ноты плавно нарастали или
затихали, есть диалоговое окно управления скоростью нажатий. Но предварительно
надо будет выделить ту область проекта, где планируется в партии сделать нарастание
или затухание, потом жмите английскую букву «V» от слова «Velocity» и в открывшемся
окне выставить нужные значения велосити, откуда и докуда будут меняться значения.
Те, кто юзал сонар, помнят этот функционал. В ухе по просьбам пользователей так же
была внедрена аналогичная возможность делать нарастание и спад. Можно, конечно,
фейдами это сделать на клипе, но гибкости вы не получите такой, тем более если это
надо сделать где-то посередине, а не по краям.
Альт+вин нум 4+6 уменьшают или увеличивают длину выделенных нот на пиксель.
Альт++контрл 4 6 — меняют длину выделенных нот согласно выставленной сетке.
Альт+вин 1 3 — сдвигают ноты вправо- влево на пиксель, а если альт+контрл — то на
размер выставленной сетки.
Сдвиг так же можно проводить и со стрелками, удерживая теже модификаторы, на
случай если у вас клавиатура неполноценная.
Контрл+нуминтер переносят начало ноты в позицию курсора, а альт+нуминтер, конец
ноты в позицию, адвойные нажатия растягивают ноты по длине к позиции курсора, в
общем, аналог, когда мы работаем с краями клипа на треке.
Перейти к другому клипу, не закрывая миди редактор, можно нажав контрл и
горизонтальные стрелки. Перейти к другому слою клипа — контрл и вертикальные
стрелки. А если просто нажимать стрелки вверх- вниз, мы будем перемещаться по
миди дорожкам внутри редактора и будут отображены для редактирования миди
клипы тех дорожек. Но с этим нужно быть аккуратным, у меня при таком методе
перехода по клипам других треков рипер иногда падает, поэтому не забывайте
сохранятся по контрл+s.
Если техника игры у вас плохая, а надо сыграть какое-либо быстрое арпеджио, можно
включить пошаговую запись с миди клавиатуры, нажав K+I, скринридер скажет
Включен MIDI inputs as step input mode. после чего выставив курсор в нужную
позицию, выбрав нужную сетку, не спеша, на клавишах нажимаем нужные нам ноты,
они в свою очередь последовательно пропишутся в миди редакторе. Потом не
забудьте повторным нажатием K+I отключить эту опцию, так, как она глобальна и
распространяется на все треки.
Если вы хотите сразу пошагово писать ноты, то вам для начала нужно создать миди
клип. Для этого встаёте на нужный трек, выделяете то количество тактов, которое
будет длиться партия, и жмёте контрл+инсерт. Создастся миди клип, равный по длине
выделенной области и теперь, сфокусировавшись на нём, заходим по контрл+энтер
внутрь, включаем пошаговую запись и, выбрав нужную сетку, неспеша играем на миди
клавиатуре.
Если такой клавиатуры у вас нет, то ноты можно пошагово прописывать прямо с
компьютерной клавиатуры клавишами от ф1 по ф12.
Так же предварительно двойкой и тройкой основного ряда выбирается сетка
четвертные, восьмые или триоли, после чего выставляем квадратными скобками
высоту, откуда у нас пойдёт хроматический звукоряд на функциональных клавишах и
собственно нажимая ф1-ф12, пишем партию пошагово.
Если квадратными скобками основная нота была выставлена ре, то по ф1 у нас
вставится нота ре по ф2 ре диез, по ф3 ми и так далее по полутонам. При этом курсор
будет смещаться на размер выбраной сетки. Если в партии нужны ноты половинными
или шеснадцатыми, то выставляем длительности так же с помощью сетки. Если нужна
пауза, жмём клавишу равно. Курсор просто переместится на размер сетки вправо, так
же, как и на треках. Чтобы прописать аккорд, тогда функциональные клавиши
нажимаем с контролом, при этом впишется выбраная нами нота, но курсор останется на
месте. Скажем, нужен аккорд ми минор, основной тон стоит ре, значит, жмём,
удерживая контрл, ф3-ф6-ф10.
Удерживая шифт, вставится нота октавой ниже.
Клавишей инсерт вставляется нота, что выставлена квадратными скобками, но октавой
выше.
Сбросить основную ноту на до первой октавы можно удержав одну из квадратных
скобок.
Если нужно вставить какой-либо контроллер, то надо сперва выбрать так называемую
линию этого контроллера. Тут алгоритм действий немного схож со вставкой точек
автоматизации.
Альт+вин+нум 0 — циклически переключаются контроллеры громкости, панорамы,
экспрессии.
Контроль+вин+нум 0 — контроллеры переключения банков и патчей, если таковые
конечно синтезатор передаёт.
Альт+контрл+нум 0 — контроллеры разного рода педалей, модуляции, пичбенда и т.п.
Если нужны другие контроллеры, отличные от вышеперечисленных, то их можно найти
зажав контрл+вин+альт и вертикальные стрелки поперебирать. Их там 128 штук.
Что это за контролеры и что это за стандарт, с чем его едят? можно почитать тут
После того, как мы горячими клавишами активировали тот или иной контроллер,
нажимая нумлочную точку, мы вставляем его в позицию курсора. Переместившись
стрелками навигации или страницами, или клавишами 4 6 нумлока, снова жмём точку
для вставки этого же контроллера. Теперь, удерживая альт плюс горизонтальные
стрелки, можно перемещаться по линии этих контроллеров и менять им значения либо
зайдя в свойства, нажав интер, либо на лету нажимая альт+вин горизонтальные
стрелки на малый шаг и альт+контрл — на большой шаг. По умолчанию вставляется
контроллер со значением 0 и квадратной формой огибающей. Ежели её поменять на
линейную или какую другую форму, то у нас плавно будет меняться переход от одного
контроллера к другому. К прримеру: вставив десятый контроллер панорамы со
значением 0 на пятый такт, а на десятый со значением 127, то звук плавно перетечёт с
левого канала в правый. Если был вставлен седьмой контроллер громкости, тогда
плавно будет подниматься звук или наоборот, всё зависит от того, какие значения
контроллерам были выставлены. Те, кто помнят сонар, там мы вставляли серию
контроллеров, чтобы добиться такого эффекта, а тут достаточно поставить два
контроллера и выставить нужные им значения, и подобрать форму огибающей. Кривую
огибающей можно выставить либо в свойствах контроллера, нажав интер, либо нажав
альт+вин+инсерт и циклически попереключать формы кривой.
Но современные синтезаторы далеко не все поддерживают мидистандарт, а порой
даже регулируют совсем иные параметры плагина, поэтому если вдруг что-то не
срабатывает, не пугайтесь, значит, данный виртуальный синтезатор управляется через
параметры эффектов, но и тоже не всегда. Бывает так, что разработчики не все органы
управления синтезаторов выводят в параметры автоматизации и если хочется
покрутить их и отстроить нужный звук, читаем статью «Эффекты». Принцип работы
такой, как и с аудиоплагинами.