Рубрики
Мануал от Алексея Тарадайко - октябрь 2024

01 Установка и настройка Рипер


Итак, устанавливаем Рипер. Процедура проста как 5 копеек. Проставив флажки с
соглашением принятия лицензии и нажав кнопки next, нам сообщится что Рипер
установлен и будет предложено его открыть. Соглашаемся с этим действием и после
снова его закрываем. Это делается для того чтобы Рипер создал нужные
конфигурационые файлы и папку пользователя, чтобы было за что цеплятся ReaEar при
последующей его установке, иначе может связки не произойти и Рипер наше ухо не
увидит. Так же ставим дополнительный пакет команд sws без которого тоже много
чего у вас работать не будет.

Поставив весь совт необходимо зарегистрировать ReaEar. Будите ли вы его
приобретать, то на ваше усмотрение а вот зарегистрировать его надо, хотябы для того
чтобы окошко регистрации во время работы нам не мешало.

Нажимаем кнопку «У меня нет ключа» и откроется сайт разработчика.
Здесь нам в поле редактора нужно указать свою действующую электронную почту и
нажать отправить. Через некоторое время вам придёт письмо с ссылкой, по которой
надо перейти. Откроется ваша индивидуальная страничка с ключом, который
привязывается к вашему железу. То есть на другом компьютере, если захотите этот
ключ задействовать, то он не сработает.

Ищите редактор для чтения, он там на странице единственый такой, и копируете всё
содержимое этого поля. Затем Переходите в окно рипера, и там скармливаете ключ
уху. Если всё сделано правильно, вас поблагодарят за регистрацию и вы уже можете
работать спокойно, не отвлекаясь на мешающее окно регистрации ReaEar.

После того как зарегистрировали ухо, можно перети и к настройке самого рипера, Их я
делаю не много.

Для начала надо выставить аудиовход и выход и мидиклавиатуру, если таковой будем
пользоваться.

Идём в альтовое меню, затем вправо до пункта Options и вертикальными стрелками
ищем пункт Preferences… Можно просто нажать горячую клавишу альт+контрл+a
(русская «Ф»). Сразу попадаем в настройки рипера на ветку Device. Табаем до списка
аудиодрайверов. Скринридер скажет
Audio system: комбинированный список.
Тут либо оставляем драйвер по умолчанию, либо если есть карта с асиоподдержкой, то
выставляем её. Далее, протабав, выбираем ту звуковую карту, через которую будет у
вас идти звук на вход и на выход. Если выбрали асиодрайвер, также выставляем
нужное количество каналов. Причем тут они будут парные 2 списка с входами, от какого
канала будет в рипере отображатся и до какого также будет пара с аудиовыходами.
Больше я тут ничего не трогаю. Разве что есть кнопка с асио панелью, если нужно
выставить задержку внешней звуковой карты, ну а если оставили драйвер по
умолчанию, то протабав вперёд, будет два поля:
Buffers: 8 и x 1024
Если уменьшить значения в этих полях, также можно ументшить задержку. Если
выставить маленький буфер, то могут возникнуть треск и хрип при воспроизведении
аудиоматериала.

После сделанных настроек жмём либо интер, либо ищем кнопку ок.

Внимание: если у вас звуковая карта реалтек и в списке асио отображаются её входы и
выходы, выбирать данное устройство не советую, можно остаться без озвучки. Рипер
будет воспроизводить аудио, но скринридер замолчит.

Для того, чтобы выбрать мидиклавиатуру.
Также заходим в настройки Рипера или жмём горячую клавишу альт+контрл+a и
стрелкой вниз сразу находим ветку MIDI Inputs. Далее табаем до списка мидиустройств,
где скринридер скажет
страница свойств Filter: MIDI input devices список

В этом списке стрелками выбираем нужную мидиклавиатуру и, нажав контекст меню,
ищем пункт
Include input in ‘All MIDI Inputs
Жмём на нём интер, чтобы поставить флажок и задействовать устройство для работы.
И если сперва пункт выглядел так:
Oxygen 61; Input: •; ID: 0
То после выставления флажка должно быть так
Oxygen 61; Input: •; All: •; ID: 0

Чтобы рипер принимал и контроллеры с мидиклавиатуры, нужно снова открыть
контекстное меню и поставить флаг на пункте
Enable input for control messages,
И тогда устройство будет отображаться так:
Oxygen 61; Input: •; All: •; Control: •; ID: 0

Больше тут нам ничего настраивать не надо, жмём интер или кнопку ок, чтобы
сохранить изменения.

Далее я делаю ещё несколько настроек.
Иду опять же в настройки, поднимаюсь на основную ветку General.
Тут можно выбрать язык интерфейса, если таковые имеются в списке, экспортировать и
импортировать конфигурацию Рипера.

Далее идёт список
Open project(s) on startup:
Открытие проектов при запуске рипера. По умолчанию, рипер открывает последний
рабочий проект, что не всегда бывает удобно, поэтому лично я выставляю здесь
New project

Следующий флажок на ваше усмотрение, но я его снимаю.
Automatically check for new versions of REAPER on startup
Он отвечает за проверку обновлений при старте рипера.

Create new project tab when opening media from explorer/finder
Создание новой вкладки при открытии проекта из проводника Флаг оставляем.

А вот приветственную заставку и анимацию при старте рипера нам совершенно не
обязательно видеть, её можно и снять.
Show splash screen on startup
Skip animation

Далее:
Check for multiple instances when launching
when launching with project/media
Эти два флажка, отвечающие за проверку запущеного экземпляра рипера, также
оставляем. Но если нужно открыть 2 или 3 рипера вам одновременно, их можно и снять.

Maximum projects in recent project list: 50
Тут можно указать сколько будет отображено недавно открытых проектов.
Мнеэтого числа вполне хватает, я это поле не трогаю.

Далее идёт кнопка «Recent project list display», если её активировать появиться
менюшка, где я ставлю флажок
Display file name and full path
Показывать ли название файла в списке последних проектов с полным путём, на ваше
усмотрение, Я себе поставил,- весьма удобно. Благодаря этому можно увидеть где
собственно лежит проект, когда в альтовом меню файлов разворачиваем пункт Recent
projects.

Остальные флажки в меню я не трогаю.
Единствено, если активировать пункт Clear recent project list то это очистит историю
проектов, которые мы открывали последние 50 раз.

Больше в этой ветке нам ничего настраивать не надо, жмём ок или переходим табом в
дерево настроек и спускаемся ниже до ветки Undo.

Это ветка отмен. я табаю и снимаю все флажки кроме
Allow load of undo history. Иначе в историю отмен будет записываться как мы по трекам
стрелками перемещались, по клипам, по выделеным участкам, точкам автоматизации и
прочим элементам чего нам собственно при нажатии контрл+z не нужно.

Ветка Paths
Тут настраиваются пути, куда и что у нас будет сохраняться.
Я здесь ничего не трогаю, ибо по умолчанию всё равно все медиафайлы сохраняются в
папку проекта, а вот мусор, который рипер оставляет после себя в виде .reapeaks
файлов, надо собирать в одно место. Для этого я себе создал одноимённую папку,
сделал её скрытой и укказал ей путь. Для этого табаем и ставим флажок
Store all peak caches (.reapeaks) in alternate path:
И в следующем редакторе либо руками указываем путь,либо через кнопку Browse… для
примера у меня такой адрес:
e:\REAPER Media\reapeaks\

Больше я на этой ветке ничего не выставляю.

Далее я обязательно ставлю флажок, чтобы при разрезке клипа не резалась вся
вертикаль. Иногда бывает, когда фокус слетит на трек, то при нажатии буквы «S»
режется и текущий клип, и всё, что над ним и под ним на других дорожках.
Идём в настройки, ищем ветку
Editing Behavior
и снимаем флаг
If no items are selected, some split/trim/delete actions affect all items at the edit cursor

Также в этой ветке желательно снять флаг с пункта
pasting/inserting media
Это для того, чтобы курсор после вставки не уходил в конец клипа. Иначе каждый раз
приходится возвращаться назад для прослушивания получившегося результата в
контексте проекта.

Ещё на ветке
Buffering
Хорошо бы выставить флажок
Allow live FX multiprocessing on:
Он позволяет риперу задействовать все ядра вашего процессора.

В последних версиях рипера на ветке Keyboard/Multitouch появился пункт
Разрешить использование клавиши пробела для навигации в разных окнах
Allow space key to be used for navigation in various windows
Если его поставить, то в некоторых окнах рипера можно простым пробелом, не
подгоняя джозовские или нвдашные курсоры активировать кнопки и флажки.

Так же в этой ветке рекомендую поставить флажок на пункте
Use alternate keyboard section when recording.
Это позволит при записи аудио задействовать отдельные горклавиши, о которых я
напишу в соответствующей статье.

Ещё наветке ставлю флажок, чтобы рядом с файлом проекта была предыдущая его
копия, так называемый бекап, если с основным проектом что-то случиться.
Preserve previously-saved version of project as .rpp-bak

Так же если стояли флажки снимаю со следующих пунктов
Preserve all previously-saved versions of project in one (large) .rpp-bak
Preserve previously-saved versions of project as -[timestamp].rpp-bak
Первый флажок означает, будет ли сохраняться вся история, что мы делаем в проекте с
самого начала работы над ним.
А второй, будут ли сохранятся резервные копии проекта отдельными файлами.
Впрочем всё на ваше усмотрение.

Ну и далее так же снимаю флажки:
Auto-save to timestamped file in project directory этот флажок означает автоматическое
сохранение проекта в файл с отметкой времени в каталоге проекта. Это позволяет
создавать резервные копии проекта с указанием времени сохранения, что может быть
полезно для восстановления предыдущих версий проекта в случае необходимости.
«Auto-save to timestamped file in additional directory» означает, что программа REAPER
будет автоматически сохранять проект в файл с отметкой времени в дополнительной
директории, указанной пользователем. Это позволяет хранить резервные копии
проекта в отдельной папке, что может быть полезно для организации и безопасности
данных.
Для себя я это всё снимаю, мне хватает одного резервного файла, на случай каких
сбоев.

Вот, пожалуй, и все настройки.
Жмём интер, чтобы сохранить их.

В самом конце ещё расскажу о ветке VST, там ничего настраивать не надо, но ветка
полезная.
Опять заходим в настройки рипера, ищем ветку VST, табаем и первое, что попадается,-
это редактор, в котором через точку с запятой указаны пути к аудио, плагинам и
синтезаторам.
c:\Program Files\VstPlugins;C:\Program Files\Steinberg\VstPlugins;C:\Program Files
\Common Files;c:\Program Files\Native Instruments; и так далее.

После редактора идёт кнопка Re-scan, позволяющая пересканировать новые плагины.
Далее идёт флажок
Scan new/updated plug-ins on startup
Сканирование плагинов при старте, я его себе снял, вопервых, затормаживает запуск
рипера и второе, их можно всегда отсканировать, либо в этом окне, либо по f5 в окне
добавления эффектов на трек.

После флажка идёт кнопка Edit path list. При её нажатии откроется меню, где можно
добавить новый путь к плагинам, либо удалить существующий. Удаляется простым
нажатием интера на ненужном адресе.
После всего жмём кнопку ок, так, как настраивать больше нечего.