Рубрики
Мануал для начинающих и не только От Алексея Тарадайко

Запись и редакция MIDI данных


Редакция MIDI

Редакция миди по сути такая же простая, как и редакция аудио. Только в отличии от
работы на треке с аудиоклипами, мы работаем с мидиклипами и их содержимым в
мидиредакторе. Такие клипы в себе содержат ноты, которые вы сыграли либо вживую
с синтезатора или мидиклавиатуры, либо записали пошагово с клавиатуры
компьютера. Также они содержат контролеры, заставляющие ноты либо играть
выразительно или менее выразительно — (11-й контроллер), с вибрацией или без неё —
(1-й контролер) с подтяжкой , пич бенд так называемый, а порой даже могут нести и
текст, ну, к примеру, если открыть караоке файл в формате car. Глубоко не буду
вдаваться в подробности о контроллерах, а лучше приступим к созданию трека, на
котором можно собственно записывать мидиданные.


Для этого нажимаем альт+контрл инсерт и откроется знакомое нам окно с поиском
эффектов. но в данном случае рипер будет искать именно виртуальные инструменты,
Insert Virtual Instrument on New Track… диалог Filter:
Если нажать пару раз шифт+таб и подняться до дерева, то мы увидим, что курсор стоит
не на пункте All Plugins, а на пункте Instruments, что даёт нам понять, что ищем мы
именно плагины инструментов, а не весь список аудиоплагинов.
Ну так вот, в открывшемся окне, в поле редактора мы пропишем часть имени нужного
нам плагина, ну, скажем, Сайлента, нажмём стрелку вниз или шиф+таб и попадём в
список отфильтрованных инструментов. В частности написав «syl», отобразится
VSTi: Sylenth1 (LennarDigital)
Написав «pian»
VSTi: Pianoteq 6 STAGE (Modartt),
Написав «kont» —
VSTi: Kontakt (Native Instruments GmbH) (64 out).
Встав стрелками на название плагина, жмём интер. По сути принцип работы такой же,
что был и с аудиоплагинами. Но в отличии от аудиоплагинов, у нас при вставке
создастся отдельный трек, на котором уже будет повешан загруженный нами
инструмент, и трек будет армирован, то есть, подготовлен к записи. Останется лишь
выбрать нужный пресет, ежели плагин таковые отдаёт, включить метроном
английской буквой » M», выставить темп буквой «T» и нажать «R» и играть на
клавишах.

примечание1:

Если клавиши ещё не подключены, а вы ринулись сразу читать данную статью, то
почитайте статью Настройки Reaper , там написано как подключается мидиустройство.

примечание2:

Рипер не имеет собственных качественных синтезаторов, их, как и аудиоплагины, надо
устанавливать отдельно.

Примечание 3:

Выбор пресетов и работа с окном эффектов описана в статье Эффекты.

Чтобы остановить запись, жмём пробел. У нас, как и в случае с записью аудио, выскочит
окно, сохранить- не сохранить данные. Чтобы его не было, нам надо запись на треке
перевести в режим «MIDI overdub», то есть мидиналожение. Есть несколько режимов
миди записи: «Миди замена», «Защёлка/MIDI-замена и другое, но практически в ста
процентах, мы пользуемся записью наложения, когда прописав одну партию, сверху
дописываем ещё.
Чтобы включить режим «MIDI overdub» достаточно на треке нажать контрл+точка с
запятой. Повторное нажатие циклически переключает режимы мидизаписи, поэтому,
если у вас не сразу активировался этот режим, то, удерживая контрл, нажимайте
точку с запятой и выставьте нужный. После чего, записав партию инструмента и нажав
пробел, известного нам окошка уже появляться не будет.

Примечание:

Чтобы не выставлять каждый раз вручную режим «MIDI overdub», зайдите в настройки
рипер, отыщите ветку Track/Send Defaults, пройдите до кнопки Input 1, активируйте её
и в открывшемся меню отыщите «Record: MIDI overdub/replace» разверните подменю и
поставьте флаг на пункте Record: MIDI overdub. Теперь, Вставив новый инструмент в
проект, выбрав пресет, можно сразу нажимать запись и писать партию.

После остановки записи у нас появится клип с мидиданными, то есть, с теми нотами,
которые мы сыграли. Поэтому он так и называется — «MIDI item» и выглядит на треке так:
1 MIDI название трека untitled MIDI item 1 take,
Где вместо названия трека будет отображено имя трека, на котором клип писался.
Если мы снова нажмём запись и под курсором будет находиться мидиклип, то мы
сможем дописать нашу партию сверху или прописывать партию дальше. Если мы
включили запись в другом месте, где клип уже закончился, то появится второй
мидиклип. При надобности их можно склеить, выделив оба и нажав альт+шифт+S.

частенько бывает так, что надо содержимое клипа отредактировать: может, сыграли
неровно, может, соседние ноты зацепили, может, надо по громкости нотки изменить,
для этого нам надо зайти внутрь него и тем самым открыть мидиредактор. Выбираем
нужный нам клип, они выбираются так же как и аудиоклипы и жмём контрл+интер.
Открывается мидиредактор, в котором отображено всё, что мы сыграли.
Тут уже можно перемещаться по нотам, двигать их, транспонировать, делать тише,
громче, удалять, добавлять и т.д.

  • Перемещаться по нотам можно нумлоковской четвёркой и шестёркой. При этом нумлок
    должен быть включён. Ноты сразу же проигрываются, то есть, мы слышим примерно,
    где мы находимся. Если попадается аккорд, то и он целиком проигрывается. Внутри
    аккорда можно перемещаться двойкой и восьмёркой.
  • Отключить и включить проигрывание аккордов можно нулём на нумлоке, тогда все
    ноты будут воспроизводиться поодиночке, в независимости был ли аккорд под
    курсором или нет.
  • Отключить и включить предпроигрывание нот можно по контрл+P.
  • Плюсом и минусом можно транспонировать ноту под курсором на полтона,
  • а с шифтом — на октаву вверх и вниз соответственно.
  • С модификатором альт у нас будет меняться велосити, она же громкость ноты по
    единице, а удерживая альт и шифт на 10 единиц одним нажатием.
  • Точкой или русской «Ю» можно замютировать и размютировать ноту.
  • Делит удаляет ноту под курсором. Если был аккорд под курсором, то все эти
    комбинации клавиш его так же касаются.
  • Выделить все ноты в клипе, контрл+запятая,
  • а в выделенной области, контрл+запятая с удержанием.
  • Выделить все контроллеры альт+запятая,
  • а в выделенной области так же, но с удержанием.
  • Выделить все контроллеры одной линии — двойное альт+нум5,
  • а двойное с удержанием выделит их в выделенной области.
  • Удобно, когда в партии не нужны контроллеры панорамы, нажимаем альт+вин+нум2
    затем двойное альт+нум5 с удержанием, и все контроллеры под номером 10
    выделятся, останется лишь нажать делит.
  • Перемещаться по нотам одной высоты единица и тройка нумлока. Удобно, когда в
    партии барабанов надо, скажем, двигаться только по открытому хету или бочке, , а
    чтобы выделить все ноты одной высоты, достаточно нажать — контрл+1 или 3 с
    удержанием.

Выделение тактов делается так же, как и на треках:
Шифт+- двойное нажатие — ставится начало выделения, а с равно- конец выделения.
Так же удерживая шифт и страницы, можно выделять потактово.
С выделенными нотами можно проделывать все те же манипуляции, как и с одной
нотой.
Копирование, вырезка и вставка осуществляется как обычно стандартными
горклавишами контрл+c, x, v.

Настройка квантизации

  • Клавиша «Q» вызывает диалог квантизации, где можно выставить нужные значения,
    для выравнивания нот по сетке.
  • Контрл+Q — Квантования без диалога, надо лишь предварительно выставить нужную
    сетку двойкой и тройкой основного ряда клавиатуры, как это мы делали на треках.
  • Контрл+акцент, она же «Ё» выставляет длину нот по выбраной сетке. То есть, сыграли
    вы где восьмыми, где четвертными по длине нотами, выбрали их, нажали горячку,
    теперь они стали играть шестнадцатыми, то есть коротко.
    Если выровняли ноты совсем на сто процентов и хочется живости, то по
    альт+контрл+h можно вызвать диалог гуманизации.

Настройка Velocity

Если необходимо сделать крещендо и диминуендо, чтобы ноты плавно нарастали или
затихали, есть диалоговое окно управления скоростью нажатий. Но предварительно
надо будет выделить ту область проекта, где планируется в партии сделать
нарастание или затухание, потом жмите английскую букву «V» от слова «Velocity» и в
открывшемся окне выставить нужные значения велосити, откуда и до чего будут
меняться значения. Те, кто юзал сонар, помнят этот функционал. В ухе по просьбам
пользователей так же была внедрена аналогичная возможность делать нарастание и
спад. Можно, конечно, фейдами это сделать на клипе, но гибкости вы не получите
такой, тем более если это надо сделать где-то посередине, а не по краям.

Альт+контрол и нум 4 6 уменьшают или увеличивают длину выделенных нот на
пиксель.
Альт+вин+контрл 4 6 — меняют длину выделенных нот уже на размер сетки.
Альт+контрл 1 3 — сдвигают ноты вправо- влево на пиксель, а если добавить вин — то на
размер сетки.
Контрл+интер переносят начало ноты в позицию курсора,
а альт+интер, конец ноты в позицию, адвойные нажатия растягивают ноты по длине к
позиции курсора, в общем, аналог, когда мы работаем с краями клипа на треке.

Перейти к другому клипу, не закрывая мидиредактор, можно нажав контрл и
горизонтальные стрелки.
Перейти к другому слою клипа — контрл и вертикальные стрелки.
А если просто нажимать стрелки вверх- вниз, мы будем перемещаться по
мидидорожкам внутри редактора и будут отображены для редактирования мидиклипы
тех дорожек. Но с этим нужно быть аккуратным, у меня при таком методе перехода по
клипам других треков рипер падает.

Пошаговая запись

Если техника игры у вас плохая, а надо сыграть какое-либо быстрое арпеджио, можно
включить пошаговую запись с мидиклавиатуры по альт+контрл+K, скринридер скажет
Включен MIDI inputs as step input mode. после чего выставив курсор в нужную
позицию, выбрав нужную сетку, не спеша, на клавишах нажимаем нужные нам ноты,
они в свою очередь последовательно пропишутся в мидиредакторе. Потом не забудьте
повторным нажатием альт+контрл+K отключить эту опцию, так, как она глобальна и
распространяется на все треки.

Если вы хотите сразу пошагово писать ноты, то вам для начала нужно создать миди
клип. Для этого встаёте на нужный трек, выделяете то количество тактов, которое
будет длиться партия, и жмёте контрл+инсерт. Создастся миди клип, равный по длине
выделенной области и теперь, сфокусировавшись на нём, заходим по контрл+интер
внутрь, включаем пошаговую запись с мидиклавиатуры и, выбрав нужную сетку,
неспеша играем.

Если мидиклавиатуры у вас нету, то ноты можно пошагово прописывать прямо с
компьютерной клавиатуры клавишами от ф1 по ф12.

Так же предварительно двойкой и тройкой основного ряда выбирается сетка
четвертные, восьмые или триоли, после чего выставляем квадратными скобками
высоту, откуда у нас пойдёт хроматический звукоряд на функциональных клавишах и
собственно нажимая ф1-ф12, пишем партию пошагово.
Если квадратными скобками основная нота была выставлена ре, то по ф1 у нас
вставится нота ре по ф2 ре диез, по ф3 ми и так далее по полутонам. При этом курсор
будет смещаться на размер выбраной сетки. С шифтом ноты будут вставляться октавой
ниже. Если в партии нужны ноты половинными или шеснадцатыми, то выставляем
длительности так же с помощью сетки. Если нужна пауза, жмём клавишу равно. Курсор
просто переместится на размер сетки вправо, так же, как и на треках. Чтобы прописать
аккорд, тогда функциональные клавиши нажимаем с контролом, при этом впишется
выбраная нами нота, но курсор останется на месте. Скажем, нужен аккорд ми минор,
основной тон стоит ре, значит, жмём, удерживая контрл, ф3-ф6-ф10.
Удерживая шифт, вставится нота октавой ниже.
Клавишей инсерт вставляется нота, что выставлена квадратными скобками, но октавой
выше.

Вставка контроллеров

Если нужно вставить какой-либо контроллер, то надо сперва выбрать так называемую
линию этого контроллера. Тут алгоритм действий немного схож со вставкой точек
автоматизации.

  • Альт+вин+нум1 активировать контроллер громкости (07),
  • Альт+вин+нум2 — контроллер панорамы (10),
  • Альт+вин+нум3 — экспрессии (11),
  • Альт+вин+нум4 — пичбенд,
  • Альт+вин+нум5 — програм.
    Тут 3 нажатия есть: по двойному активируется контроллер Bank Select LSB (32), а по тройному Bank Select MSB (00).
  • Альт+вин+нум6 — педали (64)
  • Альт+вин+нум7 — контроллер модуляции (01)
  • Альт+вин+нум8 — Breath MSB (02)
  • Альт+вин+нум9 по одному нажатию активирует Soft Pedal (67), а по двойному — Legato
    Pedal (68)

примечание: в скобках указана нумерация этих контроллеров по стандарту GM.
Что это за стандарт, с чем его едят? можно почитать здесь.
Если нужны другие контроллеры, отличные от вышеперечисленных, то их можно
найти зажав контрл+вин+альт и вертикальные стрелки поперебирать. Их там 127 штук.

После того, как мы горячими клавишами активировали тот или иной контроллер,
нажимая нумлочную точку, мы вставляем его в позицию курсора. Переместившись
стрелками навигации или страницами, или клавишами 4 6 нумлока, снова жмём точку
для вставки этого же контроллера. Теперь, удерживая альт плюс горизонтальные
стрелки, можно перемещаться по линии этих контроллеров и менять им значения либо
зайдя в свойства, нажав интер, либо на лету нажимая альт+вин горизонтальные
стрелки на малый шаг и альт+контрл — на большой шаг. По умолчанию вставляется
контроллер со значением 0 и квадратной формой огибающей. Ежели её поменять на
линейную или какую другую форму, то у нас плавно будет меняться переход от одного
контроллера к другому. К прримеру: вставив десятый контроллер панорамы со
значением 0 на пятый такт, а на десятый со значением 127, то звук плавно перетечёт с
левого канала в правый. Если был вставлен седьмой контроллер громкости, тогда
плавно будет подниматься звук или наоборот, всё зависит от того, какие значения
контроллерам были выставлены. Те, кто помнят сонар, там мы вставляли серию
контроллеров, чтобы добиться такого эффекта, а тут достаточно поставить два
контроллера и выставить нужные им значения, и подобрать форму огибающей. Кривую
огибающей можно выставить либо в свойствах контроллера, нажав интер, либо нажав
альт+вин+инсерт и циклически попереключать формы кривой.
Но современные синтезаторы далеко не все поддерживают мидистандарт, а порой
даже регулируют совсем иные параметры плагина, поэтому если вдруг что-то не
срабатывает, не пугайтесь, значит, данный виртуальный синтезатор управляется через
параметры эффектов, но и тоже не всегда. Бывает так, что разработчики не все органы
управления синтезаторов выводят в параметры автоматизации и если хочется
покрутить их и отстроить нужный звук, читаем статью «Эффекты». Принцип работы
такой, как и с аудиоплагинами.

Включение «автоквантования»

Отредактировав ноты и контроллеры в миди редакторе, эскейпом закрываем его и
попадаем обратно в окно треков. Теперь можно либо создать новый трек с
синтезатором и писать очередную партию, либо повесить на трек с синтезатором
какие-либо аудиоэффекты, ревер, делей, компрессор, делать посылы, всё точно так
же, как и с аудиодорожками. Не забывайте только снимать готовность к записи, иначе у
вас будут писаться ноты на одном и на другом треке, но об этом я говорил в статье о
записи, тут принцип работы ничем не отличается. Можно для удобства включить
автоармирование, нажав точку с запятой дважды. Кстати, так же для удобства можно
включить и автоквантование. Для этого, не сходя с трека, нажимаем альт+контрл+точка
с запятой. Откроется диалоговое окно настроек.
Track Recording Settings:
и первое, что попадается под курсор- это
Quantize track MIDI recording флажок не отмечено
Ставим его, табнув, попадаем в список, какими длительностями мы будем
квантизировать записываемые ноты и выбираем нужное. так же в этом окне можно
выставить, чтобы квантизировались не только позиции нот, но и их длина, а так же в
точности в процентном соотношении и свинг. Подробно описывать пункты не стану,
там всё понятно. Так, как кнопки «ОК» тут нету, жмём эскейп и настройки вступят в силу.
Эта настройка индувидуальна для каждого трека.

Настройка метронома

Как я говорил в самом начале, метроном включается английской буквой «M», а двойное
нажатие открывает его настройки
Metronome and pre-roll settings
Тут можно выставить, флажки: будет ли метроном играть во время записи, будет ли
отсчитывать такты перед записью и сколько их отсчитывать и многое другое вплоть до
смены звука самого метронома.
Эскейпом так же закрываем настройки.

Настройка темпа

Выставить нужный темп можно нажав английскую «T».
В открывшемся окошке первое редактируемое поле- это сам темп, далее идёт флажок
Set time signature:
Если его поставить, появится два поля, где прописывается размер: 3/4, 3/8, 6/8, 5/4 и т.п.
По умолчанию стоит четыре четверти, то есть в каждом поле по четвёрке.
Далее идёт комбинированный список BPM basis. тут можно выбрать как будет стучать
метроном: 1 к одному, или в два раза медленнее от основного темпа, или в 2 раза
быстрее. Есть и другие варианты отстукивания.
Так же есть флажок
Set metronome pattern:
Если его поставить, откроется список вида
ABBB
где «A» сильная доля, а «B» — слабая. Таким образом, можно себе сделать патерн, как
будет стучать метроном, особенно это удобно, если размер сложный: пять четвертей
или семь восьмых.
После выставленных настроек жмём интер или кнопку «ОК».

Плавное изменение темпа

Ещё я не затронул, последний флажок в окне редакции темпа, это
Gradually transition tempo to next marker
Плавное изменение темпа от текущего маркера к следующему.
Другими словами, если вам надо сделать разгон или плавное замедление, ставите на
тридцатом такте темп сто, ставите этот флаг, затем на сороковом такте ставите темп 60 и тогда от тридцатого к сороковому такту будет идти плавное замедление темпа. Если
не поставить, то на сороковом такте темп просто резко сбросится на 60 и всё. Те, кто
работал в сонаре, там это называлось «Вставить серию темпов». От одного темпового
маркера к другому можно перемещаться нажав контрл с квадратными скобками. Их
можно редактировать, зайдя в свойства по интеру, либо на лету клавишами навигатора
менять значение темпа: альт+вин и вертикальные стрелки на малый шаг — по одному
BPM, а альт+контрл и стрелки на большой по 10 BPM.

Если дважды нажать букву «P» откроются настройки ReaEar и на ветке миди редактора,
так же есть ряд интересных настроек. О них можно почитать в статье «Настройки
нового уха».

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о мидиредакции и работе в рипере в
целом. Возможно, какие-то вещи я упустил из виду, потому, что трудно объять
необъятное, когда одну и ту же задачу можно решать разными способами. Я писал, как
это делаю я, пусть это и капля в море, но общий принцип работы я постарался описать
в своих небольших текстовых руководствах. Изучайте, эксперементируйте, творите. Ну
а если что непонятно, обращайтесь ко мне в лс.

Алексей Тарадайко
Редактор Елена Кефалиди.

Октябрь 2022 г.