Рубрики
Искусство сведения: советы от Александра Валиева

Эквализация — с чего начать


Нельзя двумя — тремя словами объяснить, как правильно делать эквализацию. Потому
что каждый конкретный случай — это именно конкретный случай и ни что иное.
То есть в моём случае надо на этом барабане убрать 1000 герц, потому что там
сосредоточен какой-то неприятный серединистый шлепок, а у вас этого может и не
быть, или совсем не будет.
Вы послушаете мои рекомендации без привязки к вашему случаю и испортите свой
звук, который в такой обработке не нуждается.

Попробую объяснить в тексте, но попрошу учесть, что эти вещи, о которых я напишу,
будут максимально общими, то есть широкие такие мазки, так сказать, чисто для общего
понимания.
Но в жизни вы, в большей степени, будете сталкиваться всё-таки с частностями и с
более вдумчивой проработкой звуков эквалайзерами.

Вот смотрите:

Давайте условно разделим спектр частот на несколько частей.
Что такое спектр частот, это понятно?
Если нет, объясняю:

спектр частот, это абсолютно все частоты от нуля до верхней границы, слышимой
человеком.

Ну, давайте возьмём, к примеру, от нуля герц и до 20 тысяч герц.

Сразу оговоримся, что то, что от тысячи герц и выше, мы будем называть не тысяча, две
тысячи, пять тысяч герц, а просто — 1 килогерц, 2 килогерца, 5 килогерц..
Это, мало того, что быстрее, так ещё и правильнее.
Слово тысяча заменяем приставкой кило.

С этим разобрались.

Так вот, условно разделим спектр частот на несколько частей.

  • Первая часть от нуля до 250 герц. Этот частотный диапазон является низкой частью
    спектра. Попросту — низами.
    в этом диапазоне сосредоточены низкие частоты всех инструментов —
    бас, барабаны, гитары, голос, перкуссии, лиды, пэды и чёрт лысый.
  • От 250 герц до одного килогерца — это низкая середина.
    Там расположены абсолютно все инструменты. И это такой диапазон, который, с одной
    стороны отвечает за наполненность, теплоту звуков, но, в то же время, там могут
    прятаться как мутные частоты, так и излишне резкие.
  • Что такое эти самые мутные и резкие?
    Мутность — это то, что вносит в звук неразборчивость, излишнюю гулкость, картонность,
    пластиковость, я бы сказал,
    а резкость — это, как правило, переизбыток частот в районе от 700 — 800 герц до одного
    килогерца.
    Они такие, знаете, на слух как будто бы играет маленький радиоприёмник или иная
    балалайка подобного вида.

  • От одного килогерца до, примерно, пяти килогерц — это высокая середина, где
    расположены как излишне резкие призвуки всех инструментов, так и разборчивость,
    яркость, читаемость звуков, их присутствие.
    Также об этом диапазоне частот надо знать то, что он является самым
    слышимым для человеческого уха.
  • От пяти килогерц и до десяти — двенадцати килогерц — это высокие частоты.
    Там у нас располагается также яркость звуков, их читаемость, открытость, но, с другой
    стороны, часть этого диапазона также является самой слышимой человеком, это от
    пяти и до, примерно, восьми килогерц.
    Там запросто могут прятаться излишне сыпящие тарелки, излишние призвуки в
    инструментах, которые могут с практической точки зрения не давать абсолютно ничего,
    но зато вносить в звук излишнюю яркость, назойливость.
    Также, если перебрать частот в этом диапазоне, то на громком звуке такое будет
    слушаться очень ярко и противно, от такого звука у человека быстро может начать
    болеть голова.
    Думаю, излишне дополнительно объяснять, почему, тем более, что я об этом уже сказал
    чуть выше.
  • Абсолютно то же относится и к диапазону от одного до пяти килогерц.
  • Всё, что выше десяти — двенадцати килогерц, назовём ультра высокие частоты.
    Это такой своеобразный воздух в звуке, его открытость.
    Я бы ещё это назвал бриллиантовым блеском.
    Если излишне удалить этот диапазон — будет нечто серединистое, не открытое. Если
    через чур навалить, то получим излишне открытый звук, не сбалансированный. Будет
    ощущение, будто мы смотрим на что-нибудь, а оно излишне блестит и раздражает.

Вот и всё. Мы теперь понимаем спектр частот не просто, как что-то невообразимое для
восприятия, а чётко разделили его на составляющие, что позволяет нам подойти к
эквализации более осознано.

Это, так сказать, первый шаг на пути к пониманию того, как же всё-таки эту эквализацию,
собственно, делать.

Далее я расскажу, какими, зачастую, бывают звуки.
Это будет второй шаг для понимания того, как делается эквализация.

Итак, когда мы берём абсолютно любой звук, то он может быть:

  1. Слишком жирный. Это значит, что у нас в звуке много частот в диапазоне от 20-ти до
    200 герц.
  2. Слишком тонкий. Это значит, что в звуке мало частот в диапазоне от двухсот до,
    примерно, пятисот герц.
  3. Яркий. Это означает, что в звуке много частот от трёх килогерц и до двадцати
    килогерц.
  4. Гладкий, ровный, плавный.
    Это означает, что в звуке присутствует спад на высоких частотах. Нет резких частот в
    районе от трёх, до двадцати килогерц.
  5. Воздушный. Это означает, что в звуке много частот в районе выше десяти килогерц.
  6. Жёсткий, резкий. Это означает, что в таком звуке есть переизбыток в диапазоне от
    двух килогерц до, примерно, семи килогерц.
  7. Гнусавый. Это значит, что много частот в районе от шестисот герц до двух килогерц.
  8. Мутный, грязный. Это значит, что в наличии переизбыток в районе от шестидесяти до
    четырёхсот герц.
  9. Присутствующий или отсутствующий.
    Присутствующий — это тот звук, у которого довольно немало частот в районе от одного
    до четырёх килогерц,
    отсутствующий — наоборот.
  10. Ковшеобразный звук, так называемый черпак.
    Это такой звук, у которого мало середины и у которого преобладают верх и низа.

Вот мы и разобрались со вторым шагом, исходя из которого будем учиться понимать, как
правильно делать эквализацию.

Теперь пару слов о том, какие бывают элементы управления эквалайзером.

  1. он/офф полосы, то есть включение или выключение.
    Думаю, комментарии тут излишни. Просто включаем или выключаем полосу
    эквалайзера.
  2. Гейн полосы.
    Говоря простыми словами, этим ползунком мы увеличиваем или уменьшаем громкость
    частот в выбранной области.
  3. Опорная частота или FRQ. Ещё он может называться либо Freq, либо полным словом
    frequency.
    Этот ползунок отвечает за то, с какими именно частотами мы работаем либо за опорную
    частоту.
  4. Следующий элемент непосредственно связан с предыдущим, это тип полосы.

Что такое тип полосы и какими они бывают?
Назову только основные, так как у некоторых эквалайзеров присутствуют только они, а
у некоторых добавлены дополнительные, которые встречаются не везде.
То, что встречается не везде, оставляю для самостоятельного раскапывания, так
сказать, в качестве домашнего задания.
Но не спешите кидаться искать эту инфу. До этого вы дойдёте потом, в процессе
обучения.

Итак, тип полосы — это некое состояние полосы эквалайзера, при котором ползунок
Frequency ведёт себя совершенно определённым образом.

Типы полосы бывают такие:

  • low pass или Hi cut, по-русски ло пасс или хай кат. при таком типе полосы стопроцентно
    обрезаются все частоты, которые находятся выше опорной частоты, заданной
    ползунком Frequency.
    Как этот тип полосы называется — зависит от эквалайзера. В одном так, в другом — иначе,
    но смысл один и тот же.
  • Допустим, нам надо напроч срезать все частоты, выше шестисот герц.
    Вот и делаем следующее:
    включаем полосу, выбираем её тип Low pass или Hi cut и ставим ползунок Frequency в
    значение 600 герц.
    Ползунок гейн при этом трогать не нужно, так как этот тип полосы не предполагает
    частичного обрезания, он сразу полностью обрезает частоты, которые расположены
    выше заданной.

  • Следующий тип полосы Hi pass или Low cut, по-русски, хай пас или ло кат.
    Он работает ровно наоборот. То есть обрезает всё, что ниже заданной ползунком
    Frequency частоты.
    В ста процентах случаев фильтром такого типа обрезают все частоты ниже, примерно,
    ста или ста десяти герц на всех инструментах, кроме баса и бочки, чтобы они не
    пересекались с басом и бочкой, чтобы не мешали им.
  • Следующий тип полосы: Low shelf.
    Этот тип несколько интереснее. С его помощью мы можем прибавить или убавить все
    частоты, которые находятся ниже частоты, заданной ползунком Frequency.
    Допустим, нужно нам чуть подубавить или наоборот прибавить все частоты, которые
    располагаются ниже трёхсот герц.
    Включаем полосу, выбираем тип полосы Low shelf, настраиваем Frequency на 300 герц,
    а дальше ползунком гейн делаем либо убавление, либо прибавление частот.
  • Следующий тип полосы — Hi shelf.
    Он работает наоборот. То есть мы можем при помощи этого типа полосы добавить или
    убавить ползунком гейн всё то, что находится выше частоты, заданной ползунком
    Frequency.
    Надо, скажем, добавить больше высоких. Хорошо, нет проблем!
    Мы знаем, что высокие — это всё, что от пяти килогерц и выше. Воткнули эквалайзер,
    включили полосу, выбрали Hi shelf и выставляем ползунком frequency 5 килогерц.
    А дальше орудуем ползунком гейн, прибавляя частоты.
  • Ещё есть тип полосы band pass или Peak tip или bell.
    Это такой тип, при котором мы будем ползунком гейн воздействовать именно на ту
    частоту, которая выставлена ползунком Frequency.
  • А вот теперь мы добрались до регулятора, который называется Q, или ширина полосы.
    Или, как говорят по-русски, добротность.
    Здесь всё просто. Ширина полосы — это такой параметр, который отвечает за то, сколько
    соседних частот будет затронуто при обработке этой полосой.
    Например, нам нужно прибрать немного частоток в районе четырёхсот герц.
    Включаем полосу, выбираем банд пасс, настраиваемся на 400 герц, ползунком гейн
    идём в минимально возможное значение и внимательно слушаем, сколько соседних
    частот пострадало.
    Исходя из этого регулятором добротности делаем именно то, что нужно.
    То есть, слушаем и настраиваем его так, чтобы уходили только те частоты, на которые
    нам нужно воздействовать.
    Как правило, в низких и низко средних диапазонах используется меньшая ширина
    полосы. В высоко средних и в высоких — большая.
    Это связано с тем, что на низкие и низко средние частоты приходится меньшее
    количество частот, чем на высоко средние и высокие.

Смотрите:
от нуля до двухсот пятидесяти герц какое расстояние?
Это вот все низа тут сосредоточены.
А маленькое расстояние, всего в 250 герц. Вполне логично, что для того, чтобы не
пострадало много соседних частот, и нужно выбирать более меньшую ширину полосы
пропускания, то есть воздействовать на меньшее количество частот.

А давайте возьмём высокие, к примеру?
Как мы знаем, это от пяти до двенадцати килогерц.
12 килогерц минус 5 килогерц?
Получаем 7.
Вы представляете, какое расстояние?
Аж в 7 тысяч герц!
Вот поэтому вполне логично, что в высоких диапазонах можно и нужно использовать
более широкие полосы.
Разумеется, это не относится к хирургическим манипуляциям, когда мы вычищаем из
звука какой-то узкий резонанс, который нам мешает.

Ещё есть такая особенность у этого регулятора:
значение в плюс — это уменьшение ширины полосы и наоборот — значение в минус —
увеличение ширины полосы. Ну вот так это работает.

Ещё по поводу ширины полосы:
в некоторых типах полосы регулятор Q отвечает за крутизну спада частот.

Вот и всё, что касается элементов управления эквалайзером. В некоторых
эквалайзерах встречаются ещё дополнительные элементы, но это уже частности, всего
не охватишь в одной статье, да и нужно ли?…
Они уже второстепенны. Я же рассказал о самых важных.

Также нужно учесть, что типы полосы в разных эквалайзерах могут называться по
-разному, но разность эта не такая разительная и при самых минимальных знаниях
английского языка никаких неудобств это не доставит.

© Александр Валиев — aleksavaliev@yandex.ru


Все материалы на этом сайте защищены авторским правом. Копирование и использование материалов автора Александр Валиев (aleksavaliev@yandex.ru) разрешается только с его согласия.