16.5. Эффекты формирования звука: плагин ReaEQ.


Большинство плагинов формирования звука (так или иначе) попадают под категорию эквалайзеров (EQ). Это
довольно странно, так как они используются чтобы подчеркнуть (или завуалировать) определенные частоты.
ReaEQ – главный эквалайзер Reaper. Есть и другие эквалайзеры JS, но ReaEQ все же самый мощный и гибкий.

Пример:

1. Откройте проект All Through The Night.RPP и сохраняют его под именем All Through The Night EQ.RPP.
2. Данный пример затронет только вокальный трек, который является превосходным инструментом для
демонстрации эквалайзера. Солируйте трек Vox.
3. Отобразите окно эффектов, нажмите кнопку Add и добавьте плагин VST Cockos: ReaEQ. Заметьте, что по
умолчанию плагин 4-полосный (с четырьмя пронумерованными вкладками).
4. Воспроизведите песню. Пока играет песня, выберите вкладку Band 4 и поверните фейдер Gain влево
приблизительно на – 35 dB. Заметьте, каким глубоким стал вокал. Дважды щелкните по фейдеру, чтобы
возвратить его в центральную позицию.
5. Выберите вкладку Band 2. Постепенно уменьшите значение фейдера Gain приблизительно до – 14 dB.
Заметьте, каким металлическим и даже бездушным стал вокал. Дважды щелкните по фейдеру, чтобы
возвратить его в центральную позицию. Теперь увеличьте значение фейдера Gain приблизительно до +3 dB.
Вокал теперь зазвучал приятнее, объемнее и теплее. Выберите вкладку Band 3 и установите параметр
Frequency приблизительно в значение 4200. Понаблюдайте, что произойдет, если отрегулировать фейдер
Gain между значениями +3.5 и – 3.5. По окончании дважды щелкните по фейдеру, чтобы возвратить его в
значение 0.0. Сохраните файл. То, что мы делали называется регулировка частот. Это большая тема и все что
необходимо знать об эквалайзере выходит за рамки данного руководства.

Точное деление спектра частот в некоторой степени произвольно. Ниже приведен один из примеров
разделения спектра частот:

Низкий низ (16 – 60 Hz): эти частоты скорее чувствуются, чем слышатся.

Низкие частоты (60 – 250 Hz): среда обитания басового тона ритм-секции. Небольшое подчеркивание этого
частотного диапазона может сделать звук более объемным, но, если переборщить с контроллером Gain звук
может стать гулким.

Средние частоты (250 – 2000 Hz): слишком много усиления на этих частотах создает ощущение, что вы
сделали запись с другого конца телефона. Если копия звучит грязно, попробуйте вырезать этот диапазон.

Верхний диапазон средних частот (2000 – 4000 Hz): часто хитрая область. Слишком много усиления на этих
частотах может вызвать усталость при прослушивании. Понизьте усиление этого диапазона в миксе, в то
время как небольшое повышение усиления на вокальных треках поможет выделить вокал.

Диапазон частот присутствия (4000 – 6000 Hz): основной диапазон прозрачности и присутствия для
инструментальных и вокальных треков. Небольшое усиление выделит инструмент или вокал в миксе.
Понижение усиления может сгладить вокал или инструмент в миксе.

Диапазон высоких частот (6000 – 16000 Hz): слишком много усиления производит резкий, стекловатый
эффект. Недостаточное усиление сделает звук тусклым и “тяжелым”.

Итак, мы знаем, что частота измеряется в герцах (и килогерцах), и что мы можем повысить или понизить
громкость на любом уровне для формирования звука. Уровень звука непосредственно измеряется в
децибелах. Необходимо понять еще два термина: первый – ширина полосы (band width). Ширина полосы
плагина ReaEQ измеряется в октавах. Сужение полосы означает, что вы поднимаете или понижаете звук в
очень небольшой части спектра относительно выбранной частоты. Расширение полосы означает, что вы
будете работать над более широкой частью спектра.

Если вы отобразите меню Type, вы увидите, что есть несколько типов полос. Некоторые обычно используемые
типы:

Band: громкость поднимается или понижается на любой стороне частоты, диапазон определяется шириной
полосы. Иногда этот тип называется “peaking filter”.

Low/High Pass: фильтр частот выше/ниже установленной частоты.

Low/High Shelf: понижает/повышает усиление ниже/выше установленной частоты.

Pass and Shelf: в большинстве случаев (если не вообще) используется с очень низкими или очень высокими
частотами. Можно добавить или удалить полосы, используя кнопки Add band и Remove band соответственно.

Совет: не забывайте, что можно создать контроллеры трека и/или огибающие автоматизации для
этого или любого другого плагина, нажав на кнопку Param в окне плагина – подробнее об этом в Главе
12.


Translated By
Minusmaker
Первоисточник: musicmanuals.ru.